Антропологический пессимизм или консервативное человекопонимание.

Большинство желаний человека аморальны и подлежат контролю со стороны Законов Государства и Религии.

Макиавелли выделял в человеке преимущественно теневую сторону. Человек предстает у него глубоко эгоистическим существом, которое руководствуется в своих поступках лишь собственными интересами. Он не имеет врожденных нравственных  понятий,  у него нет внутреннего нравственного императива, который позволял бы ему отличать добро от зла.

Фрейд в своём труде «По ту сторону принципа удовольствия» писал, что основная часть нашей психики, Бессознательное, живёт по принципу получения удовольствия и избежание неудовольствия любым способом. Единственной преградой для этой стихии служит Сознание, которое по величине соизмеримо зародышевой пластинке на желтке Бессознательного. Инструментом Сознания для обуздания стихии Бессознательного служит внутренний идеал личности – «Сверх-Я», система ценностей, основанная на воспитании и культурной среде.
Совесть — это чувство вины перед внутренним идеалом  и, если человек воспитан в условиях, где аморальное поведение считается нормой,  у него нет внутренних законов, сдерживающих удовлетворение его страстей. Остается лишь страх перед законами внешними. Во-первых, это  Закон Государства, который  предусматривает наказание при жизни. И, во-вторых, это Религия, которая воздаст по заслугам после смерти, даже если при жизни удалось избежать наказания.
Фрейд, будучи атеистом, в своём труде «Недовольство культурой»  утверждал о необходимости религиозного образования, как мощном инструменте формирования Сверх-Я, способного контролировать желания собственного Бессознательного.

Современная западная государственность, основанная на секулярной идеологии, лишена половины возможного инструментария для подавления негативных черт личности. Идеология либертарианства, философия запрета на «агрессивное насилие», лишает Государство, как обладателя монополии на насилие, большей части второй половины средств контроля личности.

Воспитание человека, способного гармонично сосуществовать в социуме и ограничивать свою тёмную часть души, невозможно без «кнута» и «пряника» законов Государства и Религии.

«Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами».  Псалом 102